25 ноября 2022 года - Международный день отказа от покупок. Основы потребительского поведения
25 ноября 2022 года объявлено Международным днем отказа от покупок. Это ни в коем случае не запрещает населению походы в магазины, только призывает к повышению культуры осознанного потребления.
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Например, если гражданин потратил немало денег на покупку дорогих и ненужных вещей при невысоких доходах и теперь испытывает затруднения в приобретении жизненно важных продуктов, то это нерациональное поведение. Контроль своих расходов и соотнесение их с доходами — это пример рационального поведения.
В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения — так называемым суверенитетом потребителя. Этапы рационального поведения потребителя:
-
осознание необходимости покупки;
-
поиск информации о товаре или услуге;
-
оценка возможных вариантов покупки;
-
принятие решения.
Защита прав потребителя осуществляется в соответствии с одноименным законом. Он устанавливает требования к качеству товара, правилам его продажи и обслуживания. На товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, т.е. обеспечивать наличие в продаже комплектующих, расходных материалов, запасных частей. Если срок службы товара не установлен, то он приравнивается к десяти годам.
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец или уполномоченная организация обязаны удовлетворить требования потребителя, которые ему предоставлены законом «О защите прав потребителя».
При приобретении некачественных товаров рекомендуем обратиться в адрес продавца (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель) с письменной претензией с указанием своего требования. В случае отказа в его удовлетворении потребитель вправе обратиться в суд по своему выбору по собственному месту жительства, месту совершения сделки купли- продажи, месту нахождения продавца. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.